Реклама

Время

Мы ВКонтакте


Подписка
Главная Заметки Знаменитые люди Эразм Роттердамский



Эразм Роттердамский

Автор: Алеся Гладкая 28.06.2011

Выдающиеся деятель эпохи Возрождения, богослов, филолог, философ, педагог  – все это относиться к имени Эразм Роттердамский. Он презирал схоластическую философию, осудил протестантский раскол, отстаивал церковные реформы, при всем при этом Эразм обладал литературным талантом и отличным чувством юмора.

Его знаменитейшая «Похвала глупости» – это признанный шедевр сатиры, изданный в мире более 200 раз. История любви родителей Эразма Роттердамского заслуживает особого внимания. Отец Эразма отказался от карьеры священника ради любви. Он воспротивился воле родителей и соединил свою судьбу с девушкой, которая в будущем стала мамой знаменитого философа. Своему первенцу, родившемуся 28 ноября 1469, они дали имя Гергард, что означает желанный.

Родители Гергарда-Эразма не состояли в браке, и маленький Эразм первые годы жизни провел с матерью. Вскоре оба родителя умирают от чумы – сначала мать, потом отец. Его опекуны понимают, что с печатью «рожденного вне брака» Эразм не может претендовать на хорошие общественные должности. Именно поэтому с ранних лет его отправляют в монастырь. С 1486 по 1492 в братстве каноников-августинцев Роттердамский изучает древние языки (латинский и греческий), работы античных писателей и философов.

Эразм совершенствуется в риторике, овладевает познаниями в различных науках и его замечают. После недолгой службы у епископа Камбре он уезжает в Париж. С 1493 по 1499 в Париже Эразм изучает богословие и античную литературу. В 1498 году он знакомиться лордом Маунтджой, который впоследствии увозит Эразма в Лондон. В Лондоне он пробыл меньше года, зато в это короткое время он встречается с Томасом Мором (автор «Утопии») и Джоном Колетом. В дальнейшем с Мором Эразма связывала искренняя и крепкая дружба.

В 1500 Эразм возвращается в Париж. Здесь он издает сборник 818 анекдотов и изречений античных писателей «Адажиа». В 1502 году в Париж пришла чума, спасаясь от заразы, Эразм кочует из города в город: Орлеан, Левена, Роттердам, Париж, Лондон и наконец, Италия, город Турин.В Туринском университете ему преподносят почетный диплом на звание доктора богословия. И в Италии Эразм не сидится на месте: он посещает Болонье, Флоренцию, Венецию – дополняет сборник античных анекдотов и изречений.

В 1507 году сборник «Адажиа» переиздается, теперь это «Три хилиады (тысячи) и примерно столько же сотен изречений». В 1509 году на престол Англии вступает Генрих Восьмой, в связи с этим событием Эразм Роттердамский возвращается в Лондон. По пути в Англию он сочиняет сатиру «Похвала глупости», издано это ироническое произведение было только в 1511 году. В Кембриджском университете с 1511 по 1513 Эразм преподает греческий и богословие. По причине частых болезней, связанных с английской погодой, Эразм в 1513 году уезжает в Германию.

С 1517 по 1521 живя в Лувене, Эразм Роттердамский купается в лучах славы: он ярчайшая звезда богословия и светской науки. Огромное количество посетителей желают видеть его, тысячи писем от его почитателей ждут ответа.  Но недолго сияло солнце – в связи с расколом церкви и некой связи философии Эразма и философией Мартина Лютера, священнослужители начинают травлю Роттердамского. Это вынуждает его переехать в 1521 году в Базель. Здесь он пишет половину «Разговоров запросто».

В 1529-1535 Эразм Роттердамский живет во Фрейбурге, с 1535 – в Базеле. За это время издано большое количество его трудов: «О раннем воспитании детей», «Рассуждения насчет войны с турками», «Истолкование символа веры», «О приготовлении к смерти» и другие. В июле 1535 году казнен Томас Мор. Эразма целиком поглощает тоска по лучшему другу: он понимает, что жизнь его близится к концу. 12 июля 1536 года Эразма Роттердамского не стало.

Главная идея, пронизывающая толстой нитью все литературные творения Эразма – это построение человеческого идеала приближенного к личности самого Христа. Эразм Роттердамский относился критически как к политике, так и к обществу тогдашней Европы. Он осуждал отдаленность церкви от апостольского учения. В разные временные отрезки его труды по-разному воспринимались церковью, наукой и обществом и до сих пор однозначной оценки его работ не существует.

15418 просмотров

Голландские философы

Добавить отзыв

Имя

Комментарий

Оценка



Введите число с картинки.

Смотрите также по теме: